КАК ОФОРМИТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ?

3 декабря 2014
Юлия Тубис

Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ
(ст. ст. 7, 8 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 2 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).

Условиями для признания инвалидности являются (п. 5 Правил):
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие только одного из указанных условий не будет являться основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п. 6 Правил).
Проведение МСЭ осуществляется бесплатно (п. 45 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н).
Для оформления инвалидности рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите направление на МСЭ или справку об отказе в направлении на МСЭ.
Направление на МСЭ можно получить:
— в организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. п. 15, 16 Правил);
— в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (п. 17 Правил);
— в органе социальной защиты населения при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (п. 17 Правил).

Примечание. Форма направления на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 77. Форма направления на МСЭ, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом соцзащиты, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 N 874.
Если вам отказывают в направлении на МСЭ, то должны выдать справку об отказе в направлении на МСЭ (п. 19 Правил).
Направление на МСЭ (или справка об отказе) направляются выдавшей ее организацией в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе (п. 19(1) Правил).
Направление на МСЭ (или справка об отказе) может быть также самостоятельно представлено гражданином (его законным представителем) на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 32 Регламента, п. 19 Правил).
Направление на МСЭ (справка об отказе), предоставляемое в форме электронного документа, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на подписание таких документов должностных лиц органов или организаций, если законодательством для подписания этих документов не установлен иной вид электронной подписи (п. 33 Регламента).

Шаг 2. Подготовьте документы, удостоверяющие личность, либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством РФ (п. 28 Регламента).
Для граждан РФ:
— паспорт гражданина РФ (для гражданина РФ, достигшего 14 лет);
— свидетельство о рождении гражданина (для гражданина РФ, не достигшего 14 лет);
— дипломатический паспорт;
— служебный паспорт;
— удостоверение личности моряка;
— удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов);
— военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
— временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта.
Для иностранных граждан в РФ:
— паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Для лиц без гражданства в РФ:
— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
— разрешение на временное проживание;
— вид на жительство;
— удостоверение беженца;
— удостоверение вынужденного переселенца.
Получатель государственной услуги может представлять копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством РФ.

Шаг 3. Подготовьте в письменной форме заявление о проведении МСЭ (п. 24 Правил).
В заявлении указываются (п. 29 Регламента):
— наименование федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в которое подается заявление;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя государственной услуги;
— страховой номер индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
— адрес места жительства (места пребывания, места нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации);
— серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата и место выдачи указанного документа;
— просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели;
— информация о нуждаемости в предоставлении услуги по сурдопереводу;
— информация о нуждаемости в предоставлении услуги по тифлосурдопереводу;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) законного или уполномоченного представителя получателя государственной услуги (при наличии);
— информация о согласии (несогласии) на обработку персональных данных;
— адрес электронной почты получателя государственной услуги (при наличии);
— дата подачи заявления.
Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.
Также возможно направить заявление и в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) путем заполнения специальной интерактивной формы.

Шаг 4. Обратитесь в бюро МСЭ по вашему месту жительства или по месту пребывания с пакетом документов.
Необходимо подать в бюро следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность (п. 28 Регламента);
— заявление о проведении МСЭ (п. 28 Регламента).

Примечание. Можно представить заявление о предоставлении государственной услуги и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов, заверенных квалифицированной подписью, вид которой предусмотрен законодательством РФ (п. 72 Регламента);

— направление на МСЭ или справку об отказе в направлении (п. 31 Регламента);
— медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья (п. 24 Правил; п. 37 Регламента). Например, для установления причины инвалидности «инвалид с детства» дополнительно направляются сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое приводило к стойким ограничениям жизнедеятельности у получателя государственной услуги в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет);
— при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (п. 34 Регламента).

Примечание. Если получатель государственной услуги не может явиться в бюро и необходимо провести медико-социальную экспертизу на дому, дополнительно представляется соответствующее заключение медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (п. 90 Регламента).

Если заявление о предоставлении государственной услуги подано без необходимых документов, то документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления (п. 79 Регламента).

Шаг 5. Дождитесь приглашения на МСЭ.
Приглашение для проведения МСЭ может быть оформлено на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа (доводится с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством портала). С целью сокращения срока проведения МСЭ с согласия получателя государственной услуги приглашение может быть передано по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, либо заменено на талон, о чем на заявлении получателя государственной услуги должна быть сделана отметка с указанием даты и времени предоставления государственной услуги (п. п. 87, 88 Регламента).

Шаг 6. Пройдите медицинское освидетельствование и получите решение.
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства получателя государственной услуги, или по месту его пребывания, или на дому (при наличии соответствующего заключения медицинской организации), или в стационаре (где получатель государственной услуги находится на лечении), или заочно по решению бюро (п. 90 Регламента).
Специалисты, уполномоченные на проведение МСЭ, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя государственной услуги принимают решение об установлении инвалидности (п. 96 Регламента).
Решение объявляется непосредственно после проведения МСЭ в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают разъяснения по содержанию решения (п. 107 Регламента).
Решение принимается в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты регистрации заявления с необходимыми документами (п. 105 Регламента).
В случае проведения МСЭ заочно решение и необходимые по нему разъяснения могут быть оформлены по желанию на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 108 Регламента).
Решение в форме электронного документа и необходимые по нему разъяснения доводятся посредством портала, а оформленное на бумажном носителе направляется по почте не позднее трех рабочих дней с даты его принятия (п. п. 109, 110 Регламента).

Шаг 7. Получите справку, подтверждающую факт установления инвалидности.
Справка заверяется печатью бюро и может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением (п. 119 Регламента).
Если вам был выдан документ о временной нетрудоспособности, руководитель бюро или его заместитель делает в нем отметку о группе инвалидности и дате ее установления (п. 123 Регламента).
«Электронный журнал «Азбука права», 26.11.2014