ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ НАВЯЗЫВАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ?

8 октября 2017
Юлия Тубис

Гражданин, застрахованный в рамках ОМС, при наступлении страхового случая имеет право на бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной и базовой программ ОМС (ст. 4 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Возможны ситуации, когда одна и та же медицинская услуга может оказываться с использованием изделий медицинского назначения как российского, так и зарубежного производства, а бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с программой госгарантий подразумевает использование только изделий российского производства.
В этом случае предложение получить услугу платно само по себе не является нарушением со стороны медицинской организации, но ответ на это предложение требует соответствующего документального оформления, в частности:
— добровольного информированного отказа пациента от оказания медицинской услуги с использованием изделия российского производства (ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);
— добровольного информированного согласия пациента на оказание медицинской услуги с использованием изделия медицинского назначения зарубежного производства;
— должным образом оформленного и заключенного договора на оказание платных медицинских услуг.
При заключении договора пациенту должна быть в доступной форме предоставлена информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).
Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.
Если вы считаете, что бесплатные медицинские услуги вам навязывают на возмездной основе, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
 
Шаг 1. Обратитесь к руководству врача, который, по вашему мнению, навязывает платные услуги
Обратитесь к руководству лечащего врача (заведующему отделением, руководителю медицинской организации или соответствующему заместителю руководителя медицинской организации) для получения достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Такое право закреплено за каждым застрахованным в системе ОМС (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).
Руководство обязано пояснить, почему предлагаемая медицинская услуга (медицинские услуги) не охватывается базовой или территориальной программой государственных гарантий и, соответственно, не оказывается бесплатно (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).
Это обращение может быть как устным, так и письменным в виде обычного заявления или претензии.
 
Шаг 2. Обратитесь в страховую медицинскую организацию (СМО) за предоставлением устной консультации
Обратитесь в СМО или в территориальный фонд ОМС с той же целью.
Обычно для решения вопроса оказывается достаточно телефонного звонка. Как правило, специалисты СМО и территориального фонда ОМС в короткие сроки могут пояснить, входит ли та или иная медицинская услуга в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (базовую и территориальную).
 
Шаг 3. Обратитесь с жалобой в СМО
Пациент или его представитель имеет право подать жалобу в СМО относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе целевую медико-экономическую экспертизу (пп. «в» п. 14 Порядка, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230).
Результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом, являются основанием для применения мер к медицинской организации. Применяемые к медицинской организации меры могут быть предусмотрены законодательством об обязательном медицинском страховании в РФ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение 8 к Порядку N 230). Кроме того, результаты медико-экономической экспертизы могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи (ч. 9 ст. 40, ст. 41 Закона N 326-ФЗ; Приложение 8 к Порядку N 230).
 
Шаг 4. Обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор
Пациент вправе обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с жалобой на нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг. При этом необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2017 проведение Роспотребнадзором по вашему обращению внеплановой проверки медицинской организации возможно при условии, что вы предварительно обращались с претензией непосредственно в медицинскую организацию и вам не ответили или не удовлетворили ваши требования (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; п. 26 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).
Еще одним основанием для проведения такой проверки может стать требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Результатом проверки может стать признание медицинской организации или ее должностных лиц виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.8 КоАП РФ.
 
Шаг 5. Обратитесь в суд с исковым заявлением
Исковое заявление можно подать в суд по месту нахождения ответчика (то есть медицинской организации, чьи действия по принуждению к оказанию медицинской помощи на платной основе оспариваются), по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). Предметом иска должно стать требование о компенсации уплаченной денежной суммы за оказанные медицинские услуги, оказание которых, по мнению истца, должно было производиться бесплатно в соответствии с программой госгарантий.
Обращение в суд можно рассматривать как самостоятельный способ защиты нарушенного права, но следует помнить, что полученные от СМО, органов прокуратуры, территориального органа Роспотребнадзора заключения по соответствующим досудебным обращениям существенно облегчат процесс доказывания в суде.